Готовы ли пользователи рунета делиться персональными данными?

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет первые результаты опроса интернет-аудитории об использовании государством и бизнесом персональных данных населения для решения социально значимых задач.

В ноябре 2020 г. специалисты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ провели исследование спроса населения на цифровые технологии, в котором, в том числе, оценивали мнение граждан об использовании персональных данных. Эмпирической базой для анализа послужили результаты онлайн-опроса пользователей интернета в возрасте от 14 лет и старше. Общая выборка, составившая 3000 респондентов, отражает социально-демографическую структуру российской аудитории глобальной сети.

Приватность частной жизни играет центральную роль в дискуссиях о цифровой трансформации общества и стимулировании развития цифровой экономики — в разрезе возможностей и рисков, возникающих в контексте доступа к информации о гражданах (с их согласия) со стороны государства, бизнеса и других акторов.

Расширение онлайн-практик из-за реагирования на вызовы пандемии обостряет вопрос о масштабах мониторинга активности индивидуальных пользователей, равно как и принуждения граждан к предоставлению все большего количества данных о себе для использования цифровых сервисов. Проблема приватности в интернет-среде в год коронавируса стала гораздо более явной для людей, чем это было до введения системы цифровых пропусков, социального мониторинга и других элементов контроля.

КАК САМИ ГРАЖДАНЕ ОТНОСЯТСЯ К БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ К НИМ ДОСТУПА ДЛЯ РЕШЕНИЯ КАКИХ-ЛИБО ЗАДАЧ?

Ключевые результаты

Практически все респонденты признают довольно чувствительными вопросы безопасности персональных данных в цифровой среде, что проявляется в их восприятии возможных манипуляций с ними (рис. 1).

Большинство пользователей (84%) чувствуют бессилие перед возрастающими рисками утраты контроля над их данными в сети. Более половины признают, что не могут самостоятельно защититься от кражи персональной информации (52%), обеспокоены тем, что их действия могут быть записаны и проанализированы (55%). Противоположного мнения придерживаются 29% и 36% соответственно. В результате у людей формируется страх перед использованием цифровых сервисов и стремление избегать их.

Основной стратегией защиты от несанкционированного нарушения личных границ является избегание ситуаций, создающих потенциальную угрозу утечки важных данных. Так, большинство респондентов стараются не указывать личную информацию в сети (73%) и, например, предпочитают оплачивать интернет-покупки непосредственно при получении (61%).

Какие-либо действия с целью управления доступом к персональным данным в интернете для себя или членов семьи совершали за последние 12 месяцев две трети респондентов (65%), никаких шагов не предпринимали 23% интернет-пользователей и 12% — затруднились ответить (рис. 2).

Для защиты личной информации опрошенные чаще прибегали к вариантам, не предполагающим сложных манипуляций. Лишь пятая часть пользуются программами, которые ограничивают возможность отслеживать действия в интернете. Этот показатель выше среди мужчин (26%), молодежи до 18 лет (29%) и в группе пользователей с продвинутыми цифровыми навыками (37%).

Несмотря на чувствительность вопросов безопасности персональных данных в цифровой среде из-за возможных манипуляций с ними, каждый второй из опрошенных пользователей (49%) готов предоставлять какую-либо личную информацию, если понимает цели ее использования и разделяет их важность.

Граждане по-разному оценивают ценность тех или иных задач. Улучшению медицинских услуг готовы таким образом содействовать почти треть (29%) опрошенных, проведению научных исследований — вдвое меньше (15%). Порядка четверти респондентов согласны передавать данные о себе для повышения безопасности (27%) и эффективности реагирования на кризисные ситуации (23%). Менее четверти (23%) готовы открыть персональные данные для совершенствования нужных им услуг или товаров, еще меньше (18%) респондентов их могут доверить бизнес-организациям.

Готовых делиться персональными данными значимо меньше среди пользователей с низким уровнем цифровых навыков. С учетом доли этой категории (по данным Росстата, 39% населения старше 15 лет), можно предположить, что развитие инициатив по предоставлению доступа государства и бизнеса к персональным данным населения требует широкого общественного обсуждения и формирования прозрачных механизмов регулирования.

Ответы

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *